В учреждении реализуется дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "шашки" при очной форме обучения.

Срок обучения определен федеральным стандартом спортивной подготовки:

на этапе начальной подготовки 2 года, на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 2-4 года, на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - не ограничений.

Язык обучения - русский

Общая численность обучающихся - 268 чел.; обучение производится за счет бюджета муниципального образования "Город Калуга"
  
Лицензия № Л035-01224-40/00631607 выдана Министерством образования Калужской области   13 декабря 2022 г.

Платных образовательных услуг в учреждении нет

Объектом спорта является нежилое одноэтажное помещение общей площадью 171,9 кв.м

Федеральный стандарт спортивной подготовки  утвержден приказом Минспорта России 24 ноября 2022 г. № 1072

Программа спортивной подготовки включает в себя общую физическую подготовку, техническую подготовку, участие в спортивных соревнованиях, тактическую, теоретическую и псмхологическую подготовку, инструкторскую и судейскую практику, медико-биологические и восстановительные мероприятия, тестирование и контроль.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБУ ДО СШ «Шашки

русские» г. Калуги

 

Г.И.Имас

 

17 марта  2024 г.

 

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шашки»

 

I. Общие положения

1.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шашки» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по шашкам с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «шашки», утвержденным приказом Минспорта России 24.11.2022 г. № 1072. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2022 г. Регистрационный № 71496 (далее – ФССП).

1.2. Целью Программы  является  достижение  спортивных  результатов  на  основе  соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.

 

II. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

Шашки – настольная игра для двух и более игроков. Для игры нужна доска, разделенная на клетки и круглые фишки (шашки). Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности хода.

2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки:

 

Этапы спортивной подготовки

Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет)

Этап начальной подготовки

2

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной реализации)

5

Этап совершенствования спортивного мастерства

не ограничивается

Этап высшего спортивного мастерства

не ограничивается

 

2.2. Объем Программы:

 

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной реализации

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До трех лет

Свыше трех лет

Количество часов в неделю

4.5

6

9

10

18

24

Общее количество часов в год

234

312

468

520

936

1248

 

 

2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:

учебно-тренировочные занятия – групповые, индивидуальные, смешанные;

учебно-тренировочные мероприятия учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям, специальные учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с графиком учебно-тренировочных мероприятий спортивной школы на календарный год;

спортивные соревнования контрольные, отборочные и основные;

самостоятельная подготовка по индивидуальным планам с использованием дистанционных технологий.

2.4. Годовой учебно-тренировочный план рассчитан на 52 недели.(Приложение 1 к Программе)

2.5. Календарный план воспитательной работы. (Приложение 2 к Программе).

2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним
. (Приложение 3 к Программе).

2.7. Планы инструкторской и судейской практики определяются для каждого этапа спортивной подготовки и учитываются в годовом учебно-тренировочном плане.

Представленная программа имеет цель подготовить не только игроков высокого уровня, но и грамотных спортсменов, досконально знающих правила шашек, правила поведения во время игры на площадке и вне её, а также начинающих судей. Важным моментом является возможность спортсменам познакомиться со спецификой работы, что может послужить толчком к выбору данных профессий в дальнейшем.

                     Одной из задач организаций является подготовка спортсменов к роли помощника тренера-преподавателя, инструкторов и участие в организации и проведении спортивных соревнований в качестве судей.

                     Решение этих задач целесообразно начинать на тренировочном этапе и продолжать инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.

Привитие судейских навыков, осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения спортсменов к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведение протоколов соревнований.

                     Во время тренировочного процесса на любом этапе необходимо обязать занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных и

соревновательных нагрузок, заданий и поставленных задач, шашечных партий, регистрировать спортивные результаты тестирования, анализировать выступления в

соревнованиях.

                     Спортсмены этапа совершенствования спортивного мастерства должны самостоятельно составлять конспект занятия и комплексы тренировочных занятий для различных частей тренировки: разминки, основной и заключительной части; проводить тренировочные занятия в группах начальной подготовки.

                     Принимать участие в судействе в спортивных и общеобразовательных организациях в роли судьи. Для спортсменов этапа спортивного совершенствования итоговым результатом является выполнение требований на присвоение звания инструктора по спорту и судейского звания судьи по спорту.

 

Спортсмены высшего спортивного мастерства должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими спортсменами, помогать занимающимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов.

2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств составляются на каждый календарный год для каждого этапа спортивной подготовки.

Лицо, желающее пройти спортивную подготовку по шашкам, может быть зачислено на этап начальной подготовки только при наличии медицинских документов, подтверждающие отсутствие противопоказаний для освоения дополнительной образовательной программы спортивной подготовки.

Организация обеспечивает контроль за своевременным прохождением спортсменами медицинского осмотра.

В планы медицинских и медико-биологических мероприятий входит:

- периодические медицинские осмотры;

- углубленное медицинское обследование спортсменов;

- дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы;

- врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью

определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки;

- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами проведения тренировок и спортивных соревнований, одеждой и обувью;

- медико-фармакологическое сопровождение в период спортивной подготовки и при

развитии заболевания или травмы;

- контроль за питанием спортсменов и использованием ими восстановительных средств выполнений рекомендаций медицинских работников.

- выполнений рекомендаций медицинских работников.

 

III. Система контроля

3.1. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:

3.1.1. На этапе начальной подготовки:

изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;

повысить уровень физической подготовленности;

овладеть основами техники вида спорта «шашки»;

получить общие знания об антидопинговых правилах;

соблюдать антидопинговые правила;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;

ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;

3.1.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;

изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «шашки» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных  

занятий и участия в спортивных соревнованиях;

соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;

изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;

овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «шашки»;

изучить антидопинговые правила;

соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;

ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;

получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

3.1.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;

соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания; 

приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;

овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «шашки»; выполнить план    

индивидуальной подготовки; закрепить и углубить знания антидопинговых правил;

соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; ежегодно выполнять контрольно-переводные  нормативы  (испытания)   по видам спортивной подготовки;

демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;

показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в три года;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований; достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации;

получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.

3.1.4. На этапе высшего спортивного мастерства:

совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;

соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;

выполнить план индивидуальной подготовки;

знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;

ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;

принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;

показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания «гроссмейстер России» не реже одного раза в два года;

достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской Федерации;

демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

3.2. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений ,перечня тестов  и (или) вопросов  по  видам  подготовки,  не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки:

 

Этап начальной подготовки

п/п

 

Упражнения

Единица измерения

Норматив до года обучения

Норматив свыше года обучения

мальчики

Девочки

мальчики

девочки

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Бег на 30 м

с

не более

не более

6,9

7,1

6,7

6,8

1.2.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

количество раз

не менее

не менее

7

4

10

6

1.3.

Смешанное передвижение на 1000 м

мин, с

не более

не более

7.10

7.35

7.00

7.25

 

1.4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)

 

см

не менее

не менее

 

+1

 

+3

 

+3

 

+5

1.5.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

см

не менее

не менее

115

110

125

120

1.6.

Челночный бег 3x10 м

с

не более

не более

10,4

10,9

10,2

10,6

1.7.

Приседание без остановки

количество раз

не менее

не менее

8

5

10

8

 

 

 

Учебно-тренировочный этап

п/п

Упражнения

Единица измерения

Норматив

Юноши

девушки

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Бег на 30 м

с

 

не более

 

 

 

1.2.

Бег на 1000 м

мин, с

 

не более

 

 

 

1.3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

количество раз

не менее

13

7

 

1.4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)

 

см

не менее

+4

+5

1.5.

Челночный бег 3x10 м

с

 

не более

 

 

 

1.6.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

количество раз

не менее

3

-

1.7.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см

количество раз

не менее

-

9

1.8.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

см

не менее

140

135

1.9.

Приседание без остановки

количество раз

 

не менее

 

 

 

2.         Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для перевода обучающихся на учебно-тренировочной этап спортивной подготовки по виду спорта «шашки»

Период обучения на этапе спортивной подготовки

Уровень спортивной квалификации

 

 

до трех лет

спортивные разряды «третий юношеский спортивный разряд»,

«второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд»

 

свыше трех лет

спортивные разряды «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд»

             

 

   Этап спортивного совершенствования

 

п/п

 

Упражнения

Единица измерения

Норматив

юноши/ мужчины

девушки/ женщины

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Бег на 60 м

С

 

не более

 

 

 

1.2.

Бег на 1000 м

мин, с

 

не более

 

 

 

1.3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

количество раз

не менее

16

1

 

1.4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)

 

См

не менее

+6

+8

1.5.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

количество раз

не менее

5

-

1.6.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см

количество раз

не менее

-

15

1.7.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

См

не менее

160

150

3. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды)

Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»

             

 

 

 

 

Этап высшего спортивного мастерства

п/п

 

Упражнения

Единица измерения

Норматив

юноши/ мужчины

девушки/ женщины

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Бег на 60 м

С

 

не более

 

 

 

1.2.

Бег на 2000 м

мин, с

 

не более

 

 

 

1.3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

количество раз

не менее

20

20

 

1.4.

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи)

 

См

не менее

+9

+9

1.5.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

количество раз

не менее

7

7

1.6.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см

количество раз

не менее

-

-

1.7.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

См

не менее

175

175

4. Уровень спортивной квалификации (спортивные звания)

Спортивные звания «мастер спорта России» и (или) «гроссмейстер России»

             

 

 

IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)

 

4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки.

 

Программный материал рассчитан на основную (базовую) подготовку и предусматривает занятия по теории шашек, участие в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику. Проводится постоянная работа по правильной организации дополнительного образования обучающихся и воспитанию у них общественной сознательности и активности.

            В процессе занятий шашками обучающиеся приобретают выдержку, развивают свои творческие способности и фантазию, учатся анализировать, планировать, осуществлять на шашечной доске позиционные манёвры и красивые комбинации.

            Процесс спортивной подготовки осуществляется на этапах: начальной подготовки (2  года), учебно-тренировочном (2-4 года), совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. Обучение на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства продолжается до тех пор, пока будут стабильными результаты выступления во всероссийских и международных соревнованиях.

 

 

 

4.2. Программные требования по годам обучения.

Этап начальной подготовки первого года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1. Физическая культура и спорт – основа гармоничного развития личности.

1.2. Значение физической культуры для трудовой деятельности людей.

2. Правила вида спорта «шашки».

2.1. Шашечная доска, начальная расстановка шашек. Цель игры. Ходы шашкой.

2.2. Взятие шашкой, прикосновение к шашке, момент совершения хода.

2.3. Определение результата партии, турнирная дисциплина.

3. История развития шашек.                                  

3.1. Возникновение шашечных игр, появление шашек на Руси. Шашечные «ассамблеи» Петра I.

3.2. Упоминание шашек в былинах и других литературных памятниках.

4. Начало партии.

4.1. Цель хода 1. с3-d4 – развитие левого фланга белых. Правильное развитие флангов.

4.2. Основные стадии партии: начало (дебют), середина, окончание.

4.3. Значение начала (дебюта) в русских шашках, начало «Отыгрыш» - 5-6 ходов.

5. Середина игры.    

5.1. Преимущество центральных шашек перед бортовыми.

5.2. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. «Золотая шашка», «отсталая шашка – a1 (h8). Значение ударных колонн.

5.3. Определение комбинации. Простейший элемент комбинации – устранение «мешающих» шашек. Одноходовые типовые комбинации.

5.4. Элементарные комбинации с использованием ударных колонн.

5.5. Простейшие удары с использованием «рогатки».

5.6. Элементарные удары с проходом в дамки, с созданием решета в позиции соперника.

5.7. Свободный темп («роздых») – определение, простейшие позиции.

5.8. Простейшие тактические приёмы подрыва дамочных полей.

6. Окончания.

6.1. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Способы построения.

6.2. Три дамки против одной, находящейся на «большой» дороге.

6.3. Понятия: размен, запирание, «застава».

Этап начальной подготовки свыше года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Русские шашки – массовый вид спорта.

1.2.  Всероссийские соревнования школьных команд клуба «Чудо-шашки». 

2. Правила вида спорта «шашки».

2.1. Наименование диагоналей шашечной доски, шашечная нотация.

2.2. Различные виды проигрыша, различные виды ничьей, неправильности при ведении партии.

2.3. Значение спортивных соревнований. Виды соревнований: личные, командные, лично- командные,

сеансы одновременной игры.

3. История развития шашек.

3.1. Периодическая шашечная печать. Шашки в культурной жизни России.

3.2. А.Д. Петров. Первая книга о шашках на русском языке.

3.3. Роль Д. Саргина, В. Шошина, П. Боброва, П. Бодянского в популяризации шашек.

4. Начало партии.

4.1. Важность понимания идей дебютов.  . Форсированный характер многих дебютных вариантов.

4.2. Начала «Городская партия», «Отыгрыш», «Жертва Кукуева», «Косяк Саргина», «Кол» -

начальное представление.

5. Середина игры.

5.1. Изолированные шашки.

5.2. Понятие угрозы. Элементарные тактические приёмы выигрыша изолированных  шашек.

5.3. Простейшие позиционные приёмы выигрыша шашки.

5.4. Порядок введения шашек в игру. Последствия ослабления одного из флангов.

5.5. Определение комбинации. Простейший элемент комбинации – «доставка» недостающих шашек.

5.6. Двухходовые и трёхходовые типовые комбинации.

5.7. Типовые простейшие удары с проходом на преддамочное поле.

5.8. Типовой тактический приём «мостик» и комбинации, связанные с ним.

5.9. Элементарные комбинации, связанные с пропуском в дамки.

5.10. Приём «шлагбаум». Комбинации с использованием «шлагбаума».

5.11. Связка. Определение. Простейшие виды экономичных связок и элементарные приёмы

выигрыша в них.

5.12. Коловые и тычковые позиции.

5.13. Жертва. Её целесообразность Жертва шашки и прорыв по правому флангу соперника.

6. Окончания.

6.1. Борьба простых. Экономичность шашечного мышления в окончаниях.

6.2. Оппозиция, как один из приёмов выигрыша в окончании партии.

6.3. Влияние размена на оппозицию. Понятие «скользящего» размена.

6.4. Оппозиция в элементарных дамочных окончаниях.

6.5. Простейшие примеры усиленной и наивыгоднейшей оппозиции.

6.6. Понятия: столбняк, трамплин, распутье, переплёт. Простейшие примеры.

Учебно-тренировочный этап первого года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране. Массовое развитие физической культуры и спорта  в Калуге

и Калужской области.

1.1. Спортивные разряды по шашкам.

2. Правила вида спорта «шашки».

2.1. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи.

2.2. Системы проведения соревнований: круговая, швейцарская.

3. История развития шашек.

3.1. Периодическая шашечная печать.

3.2. Достижения С. Воронцова, Ф. Каулена, А. Шошина.

4. Начало партии.

4.1. Начала «Кол», «Тычок», «Городская партия», «Обратная городская партия»,  «Вилочка» - первые 5-6 ходов.

4.2. Начало «Перекрёсток» - разыгрывание связки типа «клещи».

4.3. Ловушки в начале партии. Понимание сущности применяемых приёмов.

 5. Середина игры.

5.1. Понятия стратегии и тактики. Жертва шашки с целью получения оппозиции.

5.2. Жертва шашки и прорыв по левому флангу соперника. Жертва шашки и прорыв по центру.

5.3. Понятия: зажим, связка. Типовые комбинации в простейших позициях зажима.

5.4. Комбинация. Цель и механизм комбинации (3 главных тактических элемента).

5.5. Простые комбинации с финальным ударом.

5.6. Рожон. Понятие. Способы постановки. Коловые и тычковые позиции.

6. Окончания.

6.1. Самоограничение в русских шашках. Определение. Простейшие примеры.

6.2. Борьба дамки и простых. Шашечный термин «вилка».

6.3. Нормальные окончания. Треугольник Петрова. Алгоритм построения. Постепенное стеснение-

позиционный приём.

6.4. Борьба простых. Этюды - две простые против двух простых.

6.5. Три дамки против дамки и шашки – а3(h6), а5(h4), а1(h8).

7. Основы методики тренировки.

7.1. Тренировка как процесс всестороннего совершенствования шашиста, приобретения им

специальных систематических знаний, навыков и индивидуальных качеств.

8. Спортивный режим.

8.1. Значение спортивного режима.

8.2. Ежедневная гимнастика.

 9. Литература по шашкам.

9.1. Значение шашечной литературы для совершенствования шашиста.

9.2. Книги по тактике. Различные подходы к изложению материала.

Учебно-тренировочный этап второго года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Достижения российских спортсменов в отдельных видах спорта.

1.2.  Достижения шашистов Калуги на Российском и международном уровнях.

2. Правила вида спорта «шашки».

2.1. Основные положения шашечного кодекса.

2.2. Системы проведения соревнований: олимпийская, шевенингенская.

3. История развития шашек.

3.1. Расцвет шашечного спорта после революции.

3.2. Организация шашечного движения. Первые чемпионы страны.

4. Начало партии.

4.1. Начала «Старая партия», «Игра Каулена», «Игра Бодянского» - первые 7-8 ходов.

4.2. «Отыгрыш» - вариант с 2. dc3. Короткие партии.

5. Середина игры.

5.1. Расчёт и план.

5.2. Цугцванг и самообложение. Отсталые и другого вида слабые шашки.

5.3. Стандартные и нестандартные комбинации. Круговой удар.

5.4. Тактический приём «лестница». Простые комбинации с тихим ходом.

5.5. Контрудары. Простейшие примеры.

6. Окончания.

6.1. Борьба простых. Этюды - две простые против трёх простых.

6.2. Дамочные окончания: три дамки против дамки и шашки.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Круглогодичность тренировок. Необходимость регулярных занятий.

7.2. Значение общей подготовки (физической, морально-волевой, психологической).

8. Спортивный режим.

8.1. Краткие сведения об анатомии и физиологии человека. Роль центральной нервной системы

в деятельности организма.

8.2. Значение физических упражнений для  функционирования нервной системы.

9. Литература по шашкам.

9.1. Значение шашечной литературы для совершенствования шашиста.

9.2. Специальные пособия по теории игры (обзор).

 

Учебно-тренировочный этап третьего года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Виды соревнований.

1.2.  Первенства России по шашкам среди юношей и девушек.

2. Правила вида спорта «шашки». Судейство и организация соревнований.

2.1. Контрольные часы и пользование ими. Проведение матчей.

2.2. Проведение соревнований по системе микроматчей. Учёт результатов микроматчей.

2.3. Смешанная система проведения соревнований.     

3. История развития шашек.

3.1. Роль старшего поколения русских мастеров в становление советской шашечной школы.

3.2. Творчество В. Медкова, Н. Кукуева.

4. Начало партии.

4.1. «Городская партия». Идеи связки центра с поля с5. Переход на блокаду правого фланга

посредством параллельных шашек c5, d6.

4.2. «Новое начало». Трудности, возникающие из-за преждевременной активизации правого фланга чёрных.

4.3. «Игра Романычева». Использование переразвитости чёрных связкой центра с поля f4.

4.4. «Обратная игра Бодянского» - первые 7-8 ходов. «Косяк Саргина».

5. Середина игры.

5.1. Простейшие приёмы получения позиционного преимущества.

5.2. Разновидности связок. Основные принципы игры в них. Безупорные позиции.

5.3. Значение центра. Техника фиксации бортовых шашек  соперника.

5.4. Сильный и слабый центр. Борьба против центра на практике.

5.5. Полное и частичное окружение.

5.6. Удар «Лестница». Удар «Стрела». Типичные комбинации с поля h4.

5.7. Комбинации с начальным тихим ходом. Турецкий удар.    Ловушки в начале партии

6. Окончания.

6.1. Позиционные приёмы: выжидательное маневрирование, выигрыш темпа.

6.2. Дамочные окончания: четыре дамки против двух дамок, дамка против трёх простых.

6.3. Этюды – три простые против двух простых.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Общие принципы, лежащие в основе тренировки шашиста: совершенствование как непрерывный  многолетний процесс, постановка главной (отдалённой) спортивной задачи и конкретных задач на определённых этапах роста.

7.2. Теоретическая подготовка к турниру, к отдельной партии, к конкретному противнику.

8. Спортивный режим.

8.1. Понятие об обмене веществ, энергетических затратах  при различных физических и умственных нагрузках.

8.2. Значение правильного питания, его оптимальной калорийности.

9. Литература по шашкам.

9.1. Начальное знакомство с основными исследованиями по стратегии и окончаниям.

Учебно-тренировочный этап четвёртого года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1. Освещение спорта прессой и телевидением.

1.2. Первенства Европы и мира по шашкам.

2. Правила вида спорта «шашки». Судейство и организация соревнований.

2.1. Время на обдумывание ходов. Запись партии, учёт сделанных ходов.

2.2. Опоздание и неявка на игру.

2.3. Смешанная система проведения соревнований.

2.4. Таблица очерёдности игры в соревнованиях (круговая система).

2.5. Правило определения цвета шашек.

3. История развития шашек.

3.1. Творчество талантливых мастеров: С. Натова, Б. Блиндера, Д. Шебедева, И. Тимковского.

4. Начало партии.

4.1. «Центральная партия». Несколько форсированных вариантов.

4.2. «Отыгрыш», «Косяк Хромого», «Обратный кол», «Отказанная городская»- основные варианты.

4.3. «Киевская защита», «Новокиевская защита», «Защита Когана» - общий обзор, первые 7-8 ходов.

5. Середина игры.

5.1. Коловые позиции. Сильный кол. Укрепление его ударными колоннами.

5.2. Борьба против кола. Изоляция кола шашкой d4 (e5).

5.3. Атака слабого левого фланга.

5.4. Преждевременное овладение полем f4 (c5) – причина атаки правого фланга.

5.5. Способы атаки шашки c5(f4)  на слабом фланге. Создание для этой цели  параллельных шашек e3, f4 (c5, d6).     

5.6. Удар «Рикошет». Типичные комбинации с поля h2.

5.7. Комбинации с промежуточным тихим ходом. Самообложение.

6. Окончания.

6.1. Борьба простых: три простые против трёх простых .

6.2. Позиционные приёмы – повторяющееся нападение, нападение с тыла.

6.3. Дамочные окончания: дамка и две простые против дамки. Окончание Саргина.

 7. Основы методики тренировки.

7.1. Перспективное, годовое и ежемесячное планирование.

7.2. Учёт индивидуальных психо-физиологических особенностей для планирования тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.

8. Спортивный режим.

8.1. Физическая подготовка. Вредное воздействие курения и спиртных напитков на  здоровье и конкретные спортивные качества шашиста.

8.2. Водные процедуры, закаливание организма.

9. Литература по шашкам.

9.1. Ознакомление с работами Л.М. Рамма, В.И. Абаулина, В.К. Адамовича по дебютной теории.

Этап спортивного совершенствования до года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Массовый характер спорта. Высокий моральный облик Российских спортсменов.

1.2.  Разрядные требования по русским и международным шашкам и шашечной композиции.

2.    Правила вида спорта «шашки». Судейство и организация соревнований.

2.1. Откладывание партии.

2.2. Доигрывание отложенной партии.

2.3. Выход или исключение участника из турнира.

2.4. Правила шашечной композиции (предмет шашечной композиции, формальные и художественные

требования, публикация и приоритет, соревнования по составлению и решению шашечных композиций).

Правила игры по переписке.

3. История развития шашек.

3.1. В.А. Соков – корифей русских шашек. Его достижения в теории, практике и композиции.

3.2. Выдающиеся советские мастера и гроссмейстеры 60-х – 70-х годов.

3.3. Роль В.С. Литвиновича в систематизации и исследовании дебютной теории.

3.4. Работы З.И. Цирика в области окончаний.

4. Начало партии.

4.1. Принципы создания индивидуального дебютного репертуара.

4.2. Основные идеи и конкретные варианты «Ленинградской защиты», «Новоленинградской

защиты», «Новокиевской защиты, «Киевской защиты». «Защита Когана», «Обратная городская

партия», «Перекрёсток» - основные варианты.

4.3. «Кол», «Жертва Кукуева», «Тычок» - основные варианты.

4.4. «Классический косяк» - основная система.

4.5.  «Обратный косяк», «Обратный кол», «Обратный тычок», «Обратная городская партия»,

4.6.  «Обратная старая партия» - основные варианты.

4.6. «Вилочка» - игра на окружение при переразвитии у белых.

4.7. «Новое начало» - идея игры чёрных, если белые не вторгаются на поле с5.

5. Середина игры.

5.1. Стратегия выхода на поле е5. Примеры из практики.

5.2. Тычок. Атака и защита тычковых шашек.

5.3. Основные принципы разыгрывания тычковых позиций. Примеры неудачной постановки тычка.     

5.4. Различные сочетания шашек в коловых и тычковых позициях: сочетание белых  шашек

c5 и h6, отсутствие у соперника шашки на поле f8, сочетание шашек – белой c5 и чёрной е5.

5.5. Цугцванг и самообложение. Примеры из практики.

5.6. Угроза как элемент стратегии. Неотвратимая угроза. Двойная угроза и серия угроз.

5.7. Ловушки. Их разновидности.

5.8. Связка правого фланга. Правила разыгрывания таких позиций.

5.9. Симметричные позиции. Гамбитные позиции. Теория темпов.    

5.10. Косяковые позиции. Оригинальные планы.          

5.11. Комбинации с финальным ударом шашкой b2, b4, d2, d4, с3, е3, g3, f2, f4.

5.12. Комбинации с переводом дамки в промежуточную цепь.

5.13. Комбинации с переводом дамки в финальную цепь.

6. Окончания.

6.1. Дамочные окончания: дамка и две простые против дамки и простой, две дамки и простая

против дамки и двух простых.

6.2. Борьба простых: четыре простые против трёх простых.

6.3. Оригинальные окончания.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Методы совершенствования шашистов.

7.2. Этапы подготовки.

7.3.  Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.

7.4. Расширение запаса типовых тактических и стратегических идей.

7.5. Выработка специфической логики для определения особенностей позиции. План игры.

8. Спортивный режим.

8.1. Режим шашиста во время соревнований.

8.2. Преодоление отрицательных эмоций перед стартом и в ходе турнира, принятие оперативных

решений во время партии.

8.3. Значение спортивного режима.

8.4. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства

шашистов. Совершенствование моральных и волевых качеств спортсменов.

8.5. Психология шашечной борьбы. Овладение основами психологических знаний для учёта своих

индивидуальных качеств и особенностей соперников.

9. Литература по шашкам.

9.1. Исследование игры в работе Г.И. Хацкевича.

9.2. Работы А.М. Сидлина, В.Б. Городецкого о середине игры.

Этап спортивного совершенствования свыше года обучения

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Массовое развитие физической культуры и спорта в регионах России.

1.2.  Сильнейшие шашисты России, их постоянное стремление к повышению мастерства, высокие морально-

волевые качества, регулярное общение с широкими массами любителей шашек.

2. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований.

2.1. Зачёт по судейству и организации соревнований.

2.2. Судейская и инструкторская практика.

3. История развития шашек.

3.1. Развитие русских шашек в последние десятилетия.

3.2. Системы проведения чемпионатов страны.

4. Начало партии.

4.1. Начало «Городская партия». Игра белых на окружение в системе с ходом a1-b2 и разменом

f4-g5. «Атака шашки g

4.2.     «Жертва Кукуева» - закрытая система и вариант Таксера.          

4.3.    «Игра Бодянского», «Обратная игра Бодянского». Игра при связке.

4.4.    «Косяк», «Игра Шмульяна», «Игра Петрова» - основные системы.

4.5.  Системы игры с жеребьёвкой начальных ходов.

5. Середина игры.

5.1. Самозажим.

5.2. Позиции со связкой левого фланга. Сочетание связки левого фланга с активной бортовой шашкой h6(a3).

5.3. Приёмы освобождения от связки.

5.4. Блокада и зажим правого фланга. Примеры из дебютов.   

5.5. Связка центра. Переразвитие центра.

5.6. «Висячий» центр, техника его подрыва и перехвата инициативы.

5.7. Более сложные приёмы борьбы против центра.

5.8. Типовые позиционные и тактические идеи при разыгрывании косяковых позиций.

5.9. Комбинации с финальным ударом шашкой b6, d6, е5, g5, f4, f6.

5.10. Комбинации с различными финальными ударами. Комбинации и контрприёмы.

6. Окончания.

6.1. Дамочные окончания: три дамки против дамки и двух простых, дамка и простая против

трёх простых,  дамка и три простые  против дамки и простой.

6.2. Борьба простых: четыре простые против четырёх простых.

6.3. Этюды с дамками. Связь этюдного творчества с практической игрой.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Повышение дальности, быстроты и точности расчёта.

7.2. Анализ собственного творчества.

7.3. Создание индивидуальной системы подготовки к соревнованиям.

8. Спортивный режим.

8.1. Гигиенические знания и навыки.

8.2. Общий режим дня. Режим питания.

9. Литература по шашкам.

9.1. Монография З.И. Цирика об окончаниях.

9.2. «Курс окончаний» В.Р. Маламеда.

9.3. Методика работы с книгами, сборниками партий, периодическими изданиями.

Этап спортивного совершенствования свыше года обучения (2)

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.1.  Забота президента и правительства России о развитии физической культуры и спорта в стране.

1.2.  Чемпионаты России по шашкам.

2. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований.

2.1. Судейская и инструкторская практика.

3. История развития шашек.

3.1. Эксперименты в системе проведения соревнований по русским шашкам.

3.2. Чемпионаты мира на 64-клеточной доске.

4. Начало партии.

4.1.  «Отказанная обратная городская», «Отказанная игра Бодянского», «Отказанная обратная игра

Бодянского», «Отказанный кол» - основные системы.

4.2. «Отказанный косяк». Система Блиндера.

4.3. Симметричные позиции после 1. е3-d4 d6-e5.         

4.3. «Игра Филиппова», «Игра Дьячкова» - основные варианты.

4.4. «Жертва Шошина-Харьянова», «Жертва Мазурка».

4.5. Разыгрывание дебюта в международных шашках.  

5. Середина игры.

5.1. Способы игры против шашки е5(d4).

5.2. Гамбитные позиции. Важнейшие идеи.

5.3. Комбинационные партии. Позиции со связками. Обобщение идей.

5.4. Основные идеи разыгрывания миттельшпильных позиций в международных шашках.

5.5. Классические и коловые позиции в международных шашках.

5.6. Типовые удары в стоклеточных шашках: «удар новичка», «бомба», «рикошет», «мостик», «крюк», «каблуком», «трап», удар Наполеона, удар Филиппа, удар Манури.  

5.7. Комбинационные идеи П.Гестема, Дюмона, Рафаэля.

6. Окончания.

6.1. Дамочные окончания: две дамки и две простые против дамки и простой, две дамки и две

простые против дамки и двух простых.

6.2. Сочетание плана, конкретного расчёта и применения знаний различных приёмов игры

в окончаниях.

6.3. Стоклеточные шашки – учебные окончания:

6.4. Борьба простых. Оппозиция. Размен и темп. Приёмы борьбы за оппозицию.

6.5. Отбрасывание. Тактическая тонкость.

6.6. Дамка против простых. Дамка против двух простых. Дамка против трёх простых.      

6.7. Дамка против четырёх простых. Дамка с простыми против простых. Дамки у обеих сторон.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Значение соревнований в повышении спортивного мастерства.

7.2. Методы достижения оптимальной спортивной формы пред соревнованиями.

7.3. Особенности построения учебно-тренировочного процесса перед соревнованиями.

8. Спортивный режим.

8.1. Распорядок дня, физическая подготовка, участие в соревнованиях.

8.2. Врачебный контроль за физического состоянием шашиста. Порядок его осуществления.

9. Литература по шашкам.

9.1. Монография о дебютной теории В.С. Литвиновича и Н.Н. Негры.

9.2. Исследование этюдного творчества в работе М.М. Станковского.

9.3. «Антология шашечных комбинаций» Э.Г. Цукерника.

9.4. Периодическая шашечная печать: журналы «Шашки», «Дамбрете».

 Этап высшего спортивного мастерства

1. Физическая культура и спорт в стране.

1.    Значение Единой всероссийской спортивной классификации для развития спорта в Российской

Федерации и повышения мастерства спортсменов.

1.1.  Чемпионаты Европы и мира по шашкам.

2. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований.

2.1. Судейская и инструкторская практика.

3. История развития шашек.

3.1. Турниры по современным русским шашкам.

4. Начало партии.

4.1. «Игра Блиндера», «Защита Сокова», «Игра Медкова», «Игра  Рамма-Цукерника», «Защита

Святого-Коршунова» - основные варианты.

4.1.    Создание индивидуального дебютного репертуара.

5. Середина игры.

5.1. Отработка дальности, полноты, быстроты и точности расчёта в миттельшпильных

позициях.

5.2. Совершенствование комбинационного зрения.

6. Окончания.

6.1. Сочетание плана, конкретного расчёта и применения знаний различных приёмов игры в окончаниях.

6.2. Стоклеточные шашки – стандартные окончания:

6.3. Окончания с деталью Манури. Окончания с деталью Саргина. Окончания с деталью Леклерка. Окончания с деталью Скуппа. Окончания с деталью Боннара. Окончания с деталью Гилярова. Прочие стандартные окончания.

6.4. Практические окончания в стоклеточных шашках. Этюды в стоклеточных шашках.

7. Основы методики тренировки.

7.1. Индивидуальный план и график тренировочных занятий шашиста.

7.2. Индивидуальный подход к будущим соперникам (подготовка по конкретным партиям).

7.3. Самостоятельное теоретическое совершенствование (работа ритмичная и каждодневная).

8. Спортивный режим.

8.1. Необходимость спортивного режима и продуманной физической подготовки.

8.2. Простейшие приёмы самомассажа и релаксации для снятия психо-эмоциональных нагрузок

во время соревнований.

9. Литература по шашкам.

9.1. Сборники партий чемпионатов страны.

9.2. Принципы составления картотеки по различным аспектам теории.

 

6.6.2. Нормативные требования для поступления в спортивную школу

и перехода на следующий год обучения.

На этап начальной подготовки принимаются дети с 7 лет, желающие заниматься шашками и не имеющие медицинских противопоказаний.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку.

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидат в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных показателей.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм «Мастер спорта России». Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.

При переходе на этап начальной подготовки свыше года обучения

1.          Понимать роль физической культуры и спорта.

2.          Знать правила шашечной игры.

3.          Уметь записывать партию, знать основные турнирные требования.

4.          Рассказать о возникновении шашечных игр и появлении шашек на Руси.

5.          Иметь представление о силе центральных шашек и слабости бортовых, значении флангов, ударных колоннах, функции шашек первого ряда.

6.          Понимать роль трёх стадий шашечной партии.

7.          Знать определение комбинации, владеть простейшим элементом комбинационной техники: устранение «мешающих» шашек.

8.          Владеть тактическими приёмами: подрыв дамочных полей, «роздых», «рогатка»,  «колонка».

9.          Понимать значение дебюта, уметь определять цель первого хода cd4, знать первые ходы «отыгрыша».

10.      Владеть приёмами: петля, запирание, застава.

11.      Участвовать в турнирах начинающих шашистов.

12.      Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При выпуске с этапа начальной подготовки и переходе на учебно-тренировочный этап

 первого года обучения

1.        Рассказать о массовости шашечного вида спорта, значении спортивных соревнований, перечислить виды соревнований.

2.        Знать диагонали шашечной доски, уметь записывать партию.

3.        Знать различные виды ничьей и проигрыша, неправильности при ведении партии.

4.        Знать сильнейших мастеров России, их роль в популяризации шашек.

5.        Иметь начальное представление о дебюте, форсированном характере многих дебютных вариантов. Понимать важность дебютных идей.

6.        Знать первые ходы дебютов «Городская партия», «Отыгрыш», «Жертва Кукуева», «Косяк Саргина», «Кол».

7.        Владеть элементарными тактическими и позиционными приёмами выигрыша изолированных шашек.   

8.        Усвоить понятия идеи и механизма комбинации. Уметь проводить двухходовые и трёхходовые типовые комбинации.

9.        Знать определение комбинации, владеть простейшим элементом комбинационной техники по «доставке» недостающих шашек.

10.    Владеть тактическими приёмами: «мостик», «шлагбаум», проход на преддамочное поле, пропуск в дамки.

11.    Усвоить порядок введения шашек в игру и последствия ослабления одного из флангов.

12.    Понимать значение активных полей и знать способы борьбы за них, иметь представление о связках, коловых и тычковых позициях.

13.    Понимать целесообразность жертвы шашки. Привести примеры жертвы шашки с целью прорыва по правому флангу соперника.

14.    Владеть приёмами: столбняк, трамплин, распутье, переплёт, оппозиция (простая, усиленная, наивыгоднейшая).

15.    Знать определение этюда, уметь решать простейшие этюды с простыми шашками.

16.    Участвовать в турнирах начинающих шашистов, выполнить норму третьего юношеского спортивного разряда.

17.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

 

При переходе на учебно-тренировочный этап второго года обучения

1.        Иметь представление о развитии физической культуры и спорта в Калуге и Калужской области.

2.        Знать функции судьи, системы проведения соревнований (круговая, швейцарская).

3.        Рассказать о достижениях С. Воронцова, Ф. Каулена, А. Шошина.

4.        Знать первые 5-6 ходов дебютов: «Кол», «Тычок», «Городская партия», «Обратная городская партия», «Вилочка», «Перекрёсток».

5.        Понимать сущность ловушек в начале партии.

6.        Иметь представление о стратегии и тактике.

7.        Объяснить целесообразность жертвы шашки. Привести примеры жертвы шашки с целью прорыва по центру, по левому флангу соперника, получения оппозиции.

8.        Знать механизм комбинации (три главных тактических элемента).

9.        Уметь решать простые комбинации с различными финальными ударами.

10.    Усвоить понятия: зажим, связка, рожон. Привести примеры.

11.    Расширить представления о коловых и тычковых позициях.

12.    Уметь решать простейшие окончания: дамка против простых, две простые против двух простых.

13.    Владеть приёмами: вилка, постепенное стеснение.

14.    Привести примеры нормальных окончаний. Знать способ построения треугольника Петрова и основные идеи борьбы трёх дамок против дамки и шашки (а3(h6), а5(h4), а1(h8)).

15.    Знать значение спортивного режима и ежедневной гимнастики.

16.    Уметь объяснить значение тренировки.

17.    Иметь начальные навыки работы с литературой. Уметь рассказать о различных  подходах в изложении материала в книгах по тактике.

18.    Участвовать в турнирах шашистов с третьими юношескими разрядами, выполнить норму второго юношеского спортивного разряда.

19.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При переходе на учебно-тренировочный этап третьего года обучения

1.        Иметь представление о достижениях российских спортсменов в отдельных видах спорта и достижениях калужских шашистов на Российском и международном уровнях.

2.        Знать основные положения правил вида спорта «шашки», системы проведения соревнований (круговая, швейцарская).

3.        Рассказать о послереволюционном периоде в развитии русских шашек.

4.        Знать 7-8 ходов дебютов: «Старая партия», «Игра Каулена», «Игра Бодянского».

5.        Знать вариант дебюта «Отыгрыш» с 2. dc3 и его идеи.

6.        Понимать значение расчёта и плана.

7.        Уметь использовать отсталые и другие виды слабых шашек противника.

8.        Владеть тактическими приёмами: «лестница», «круговой удар».

9.        Уметь решать стандартные и нестандартные комбинации, простые комбинации с тихим ходом.

10.    Уметь находить простейшие контрудары.

11.    Знать, как бороться тремя дамками против дамки и шашки при всех положениях шашки соперника.

12.    Уметь решать этюды с борьбой двух простых против трёх простых.

13.    Понимать необходимость регулярных занятий, круглогодичности тренировки, значение общей подготовки.

14.    Иметь представление об анатомии и физиологии человека.

15.    Назвать книги по дебютной теории и рассказать о значении литературы для совершенствования шашистов.

16.    Участвовать в турнирах. Выполнить норму первого юношеского разряда.

17.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При переходе на учебно-тренировочный этап четвёртого года обучения

1.        Иметь представление об организации первенств России по шашкам среди юношей и девушек.

2.        Рассказать о проведении турниров по системе микроматчей и смешанной системе.

3.        Назвать ведущих мастеров старшего поколения и появившихся в 20-30-е годы молодых мастеров.

4.        Уметь применять связку центра с поля с5 и осуществлять блокаду фланга посредством параллельных шашек с5, d6. Показать на примере вариантов «Городской партии».

5.        Рассказать о трудностях, возникающих в дебюте «Новое начало» из-за преждевременной активизации правого фланга чёрных.

6.        Уметь использовать переразвитость чёрных шашек посредством связки центра с поля f4. Показать на примере одного из вариантов «Игры Романычева».

7.        Знать «Косяк Саргина» и первые 7-8 ходов дебюта «Обратная игра Бодянского».

8.        Владеть простейшими приёмами получения позиционного преимущества.

9.        Знать принципы игры в различных позициях со связками и безупорных позициях.

10.    Объяснить специфику планирования в открытых и связанных позициях.

11.    Понимать значение центра и владеть техникой фиксации бортовых шашек.

12.    Понимать принципы развития атаки в центре и борьбы против центра (полное и частичное окружение). Объяснить, каковы предпосылки игры на окружение.

13.    Владеть приёмами: «лестница», «турецкий удар».

14.    Уметь решать комбинации с поля h4 и с начальным тихим ходом.

15.    Привести примеры ловушек в начале партии.

16.    Владеть приёмами: выжидательное маневрирование, выигрыш темпа.

17.    Знать дамочные окончания: четыре дамки против двух дамок, дамка против трёх простых.

18.    Уметь решать этюды – три простые против двух простых.           

19.    Знать общие принципы, лежащие в основе тренировки шашиста.

20.    Иметь представление о правильном питании, об обмене веществ, энергетических затратах при различных физических и умственных нагрузках.

21.    Иметь начальное представление об основных исследованиях по стратегии и окончаниям.

22.    Владеть расчётом дальностью в 6-7 ходов.

23.    Участвовать в турнирах шашистов третьих разрядов, выполнить норму второго разряда.

24.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами  своей возрастной группы.

При переходе на учебно-тренировочный этап пятого года обучения

1.        Рассказать об освещении спорта прессой и телевидением.

2.        Знать о форме проведения первенств Европы и мира по шашкам.

3.        Уметь правильно вести запись партии и учёт сделанных ходов. Знать, как действовать при опоздании или неявки на игру соперника.

4.        Рассказать о смешанной системе проведения соревнований. Привести примеры.

5.        Уметь практически пользоваться таблицей очерёдности игры в соревнованиях (круговая система) и  правилом определения цвета шашек.

6.        Рассказать о творчестве талантливых мастеров: С. Натова, Б. Блиндера, Д. Шебедева, И. Тимковского.

7.        Освоить основные варианты дебютов «Отыгрыш», «Центральная партия», «Косяк Хромого», «Обратный кол», «Отказанная городская».

8.        Знать  первые  7-8 ходов дебютов «Киевская защита», «Новокиевская защита», «Защита Когана».

9.        Рассказать о коловых позициях, способе укрепления кола, объяснить планы игры против кола.

10.    Владеть техникой атаки слабого фланга соперника и шашки c5(f4)  на слабом фланге посредством создания  параллельных шашек e3, f4 (c5, d6).

11.    Владеть приёмами «рикошет», «чехарда».

12.    Уметь проводить комбинации с промежуточным тихим ходом и типичные комбинации с поля h2.

13.    Владеть приёмами: самообложение, повторяющееся нападение, нападение с тыла.

14.    Уметь решать этюды – три простые против трёх простых.

15.    Знать позицию Саргина и дамочные окончания: дамка и две простые против дамки.четыре дамки против двух дамок, дамка против трёх простых.

16.    Иметь представление о перспективном, годовом и ежемесячном планировании спортивной подготовки и необходимости учёта индивидуальных психо-физиологических особенностей для планирования  тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.

17.    Рассказать о значении физической подготовки шашиста, о водных процедурах и закаливании организма. Знать о вреде курения и  спиртных напитков на  здоровье и конкретные спортивные качества шашиста.

18.    Ознакомиться с книгами Л.М. Рамма, В.И. Абаулина, В.К. Адамовича по дебютной теории.

19.    Демонстрировать практическое умение рассчитывать форсированные варианты, включая тактические элементы.

20.    Участвовать в турнирах вторых разрядов, полуфиналах города, первенствах области, блиц-турнирах выходного дня. Выполнить норму первого разряда.

21.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При выпуске с учебно-тренировочного этапа и переходе на этап спортивного совершенствования первого года обучения

1.        Продемонстрировать знания за курсы и учебно-тренировочной подготовки.

2.        Иметь представление о массовом характере Российского спорта.

3.        Рассказать о творческом подходе к игре, как  одном из принципов российской шашечной школы.

4.        Знать правила откладывания партии, случаи выхода или исключения участника из турнира. Знать требования к проведению соревнований, особенности проведения командных соревнований.

5.        Рассказать о жизни и творчестве В.А. Соков, привести примеры из его исследований, достижений в композиции.

6.        Иметь представление о создании основ советской шашечной педагогики и развитии шашек после Великой Отечественной войны.

7.        Знать основные идеи и конкретные варианты дебютов «Ленинградская защита», «Новоленинградская защита», «Киевская защита», «Новокиевская защита», «Защита Когана», «Обратная городская партия», «Перекрёсток», «Старая партия», «Кол» (система с разменом на g5). Объяснить стратегические идеи «Жертвы Кукуева».

8.        Знать основные принципы разыгрывания тычковых позиций и различные сочетания шашек в коловых и тычковых позициях. Привести примеры неудачной постановки тычка.

9.        Владеть приёмами: «цугцванг», «самообложение».

10.    Уметь использовать на практике элементы стратегии: угроза, неотвратимая угроза, двойная угроза, серия угроз.

11.    Привести примеры ловушек, назвать их разновидности.

12.    Иметь представление о композиции, как области шашечного творчества.

13.    Уметь использовать при проведении комбинаций идеи удаления опорных шашек промежуточной цепи и удаления опорных шашек финальной цепи.

14.    Уметь проводить комбинации с финальным ударом шашкой а1, а3, а5, а7, с1, е1,g1.

15.    Знать способы проводки шашки с1 и дамочные окончания: две дамки и простая против дамки и простой.

16.    Уметь решать этюды: три простые против четырёх простых и этюды с дамками.

17.    Иметь представление о задачах, как жанра шашечной композиции.

18.    Рассказать о методах совершенствования шашиста. Иметь представление об этапах  подготовки шашиста.

19.    Объяснить важность режима шашиста во время соревнований. Уметь преодолевать отрицательные эмоции перед стартом и в ходе турнира, принимать оперативные решения во время партии.

20.    Ознакомиться с работами Т.Л. Шмульяна и В.К. Адамовича по миттельшпилю,

             Н.А. Кукуева по эндшпилю.

21.    Демонстрировать умение рассчитывать тактические варианты в 7-10 ходов.

22.    Участвовать в городских и областных соревнованиях, блиц-турнирах «выходного дня». Выполнить норму кандидата в мастера спорта России.

23.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При переходе на этап спортивного совершенствования второго года обучения

1.        Рассказать о международных связях российских шашистов, полно раскрыть понятие: моральный облик Российских спортсменов.

2.        Знать разрядные требования по русским и стоклеточным шашкам, шашечной композиции.

3.        Иметь представление о правилах шашечной композиции, соревнованиях по составлению и решению шашечных композиций. Знать правила игры по переписке.

4.        Рассказать о выдающихся советских мастерах и гроссмейстерах 60-х – 70-х г.г.

5.        Охарактеризавать роль В.С. Литвиновича в систематизации и исследовании  дебютной теории и работы З.И. Цирика в области окончаний.

6.        Объяснить принципы создания индивидуального дебютного репертуара.

7.        Показать знание основных вариантов дебютов: «Кол», «Жертва Кукуева», «Тычок», «Классический косяк», «Обратный косяк», «Обратный кол», «Обратный тычок», «Обратная городская партия», «Обратная старая партия», «Вилочка».

8.        Объяснить идею игры чёрных в  «Новом начале», если белые не вторгаются на поле с5.

9.        Знать типовые стратегические идеи позиций с выходом на поле е5, со связкой правого фланга, симметричных позиций, общие принципы разыгрывания симметричных позиций.

10.    Объяснить идеи разыгрывания гамбитных позиций, показать 4-6 гамбитных позиций. Знать теорию темпов.

11.    Дать общую характеристику косяковых позиций, привести примеры.

12.    Демонстрировать умение применять оригинальные планы на практике и решать оригинальные окончания.

13.    Уметь решать комбинации с финальным ударом шашкой b2, b4, d2, d4, с3, е3, g3, f2, f4.       

14.    Уметь использовать при проведении комбинаций идеи перевода дамки в промежуточную и финальную цепь.

15.    Знать дамочные окончания: дамка и две простые против дамки и простой, две дамки и простая против дамки и двух простых.

16.    Уметь решать этюды: четыре простые против четырёх простых и этюды с  дамками.

17.    Уметь сочетать тренировки под руководством тренера с индивидуальной работой.

18.    Иметь обширный запас типовых тактических и стратегических идей.

19.    Выработать специфическую логику для определения особенностей позиции, составления плана игры.

20.    Объяснить конкретный вред нарушений спортивного режима шашистом.

21.    Рассказать о значении развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствовании моральных и волевых качеств спортсменов.

22.    Иметь представление и психологии шашечной борьбы, владеть основами психологических знаний для учёта своих индивидуальных качеств и особенностей соперников. 

23.    Охарактеризовать работы Г.И. Хацкевича, А.М. Сидлина, В.Б. Городецкого.

24.    Продемонстрировать тактический расчёт в заданиях на различные темы.

25.    Активно участвовать в городских и областных соревнованиях. Подтвердить разряд кандидат в мастера.

26.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами  своей возрастной группы.

При выпуске с этапа спортивного совершенствования и приёме на этап высшего спортивного мастерства первого года обучения

1.        Продемонстрировать знания за курс обучения на этапе спортивного совершенствования.

2.        Иметь представление о политике президента и правительства России в сфере физической культуры и спорта в стране, о чемпионатах России по шашкам.

3.        Пройти  судейскую и инструкторскую практику.

4.        Быть в курсе экспериментов в системе проведения соревнований по русским шашкам, рассказать о первом  чемпионате мира на 64-клеточной доске.

5.        Знать основные системы дебютов: «Отказанная обратная городская», «Отказанная игра Бодянского», «Отказанная  обратная игра Бодянского», «Отказанный кол», «Отказанный косяк» (система Блиндера), «Игра Филиппова», «Игра Дьячкова», «Жертва Шошина-Харьянова»,  «Жертва Мазурка».

6.        Уметь разыгрывать симметричные позиции после 1. е3-d4 d6-e5.

7.        Иметь представление о правильном разыгрывании дебюта в стоклеточных шашках.

8.        Владеть способами игры против шашки е5(d4), важнейшими идеями игры в гамбитных позициях, позициях со связками.

9.        Привести примеры комбинационных партий.

10.    Знать основные идеи разыгрывания классических, коловых, миттельшпильных позиций в стоклеточных шашках.

11.    Иметь представление о типовых ударах в стоклеточных шашках: «удар новичка», «бомба», «рикошет», «мостик», «крюк»,  «каблуком», «трап», удар Наполеона, удар Филиппа, удар Манури.

12.    Привести примеры комбинаций: П. Гестема, Дюмона, Рафаэля.

13.    Знать в стоклеточных шашках группы эндшпилей: две дамки и две простые против дамки и простой, две дамки и две простые против дамки и двух простых.

14.    Уметь сочетать план, конкретный расчёт и применение знаний различных приёмов игры в окончаниях.

15.    Знать важнейшие учебные окончания в стоклеточных шашках.

16.    Рассказать о значении соревнований в повышении спортивного мастерства.

17.    Владеть методами достижения оптимальной спортивной формы пред соревнованиями.

18.    Знать об особенностях построения учебно-тренировочного процесса перед соревнованиями, врачебном контроле за физическим состоянием  шашиста и порядке его осуществления.      

19.    Продемонстрировать знакомство с исследованием М.М. Станковского, книгой В.С. Литвиновича и Н.Н. Негры, «Антологией шашечных комбинаций» Э.Г. Цукерника, журналами «Шашки», «Дамбрете».

20.    Демонстрировать точный расчёт глубиной в 10-15 ходов, объяснить специфику расчёта в эндшпиле.

21.    Показывать стабильную игру в соревнованиях высокого ранга, выполнить норматив мастера спорта.

22.    Сдать зачёт по общефизической подготовке в соответствии с нормами своей возрастной группы.

При переходе на этап высшего спортивного мастерства второго года обучения

1.        Рассказать о роли Единой Российской спортивной классификации для развития спорта в России и повышении мастерства спортсменов, о проведении чемпионатов Европы и мира по шашкам.           

2.        Пройти судейскую и инструкторскую практику

3.        Рассказать о турнирах по современным русским шашкам.

4.        Показать знание основных вариантов дебютов: «Игра Блиндера», «Защита Сокова», «Игра Медкова», «Игра Рамма-Цукерника», «Защита  Святого-Коршунова».

5.        Продемонстрировать знание индивидуального дебютного репертуара и владение дальностью, полнотой, быстротой и точностью расчёта в миттельшпильных позициях.

6.        Владеть комбинационным зрением.

7.        Уметь сочетать план, конкретный расчёт и применять знания различных приёмов игры в окончаниях.

8.        Продемонстрировать знание стандартных и практических окончаний в международных шашках.

9.        Уметь решать этюды в стоклеточных шашках.

10.    Знать формы индивидуального планирования шашиста, особенности тренировочного процесса у шашистов разного уровня.

11.    Уметь осуществлять индивидуальный подход к будущим соперникам.

12.    Вести самостоятельное теоретическое совершенствование.

13.    Рассказать о необходимости спортивного режима и продуманной физической подготовки.

14.    Владеть простейшими приёмами самомассажа и релаксации для снятия психо-эмоциональных  нагрузок во время соревнований.

15.    Рассказать о сборниках партий чемпионатов страны, объяснить принципы составления картотеки по различным аспектам теории.

4.2.    Учебно-тематический план. Приложение № 4 к программе.

 

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «шашки»

          Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «шашки» основаны на особенностях вида спорта «шашки» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «шашки», по которым осуществляется спортивная подготовка.

            Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «шашки» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.

Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.

Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «шашки» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «шашки» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.

В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «шашки».

 

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

 

17.         Материально-технические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.

(указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом пункта 14 и приложений №№ 10-11 к ФССП для реализуемых этапов спортивной подготовки)

12. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым
и материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки
и иным условиям, установленным ФССП.

13. Требования к кадровому составу организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки:

13.1. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России
от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России
от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 22.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).

13.2. Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе
(этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «шашки», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии
их одновременной работы с обучающимися).

14. Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):

наличие тренировочного спортивного зала;

наличие тренажерного зала;

наличие раздевалок, душевых;

наличие помещения для игры в шашки;

наличие медицинского пункта.

обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки (приложение № 10 к ФССП);

обеспечение спортивной экипировкой (приложение № 11 к ФССП);

обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;

обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;

медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.

15. К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объемы времени
на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебно-тренировочных групп.

15.1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год.

Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).

При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20%
от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.

15.2. Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия
при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:

на этапе начальной подготовки – двух часов;

на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;

на этапе высшего спортивного мастерства – четырех часов.

При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.

В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.

15.3. Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.

16.     Кадровые условия реализации Программы:

Учреждение укомплектовано педагогическими и руководящими работниками в соответствии с требованиями, установленными профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным Минтруда России 25.04.2020 № 952н

Уровень квалификации тренеров-преподавателей обеспечивается непрерывностью профессионального развития работников учреждения.

17       Информационно-методические  условия  реализации  Программы  включает: комплекс

информационных образовательных ресурсов в том числе цифровые образовательные  ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.,